Яндекс.Метрика

Советы дефектолога

Скоро в школу мы идём или развитая речь – залог успеха в процессе овладения грамотой

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, И.В. Колповская, А.В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностью овладения грамотой. Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку школьников начальных классов позволил выделить четыре группы специфических ошибок:

1. замена букв («бопеда» вместо «победа», «Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль», «тистит» вместо «чистит» и др.);

2. нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («кичат» вместо «кричат», «сит» вместо «сидит»,  «довр» вместо «двор», «барт» вместо «брат» и др.);

3.нарушение употребления лексико-грамматических категорий:

а) слитное написание служебных и знаменательных слов («у сосны» – «усосны», «светитлуна»вместо «светит луна»);

б) пропуск и замена предлогов («ваза столе стоит», «мяч упал и стола»);

в) нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными («пять столы», «грязное рубашка»);

г) смешение падежных окончаний («катались на машину», «лечила зубу»).

4. ошибки в построении предложений:

а) пропуск как главных, так и второстепенных членов предложения («Саша рыбу», «Стали кататься лыжах»);

б) отдельное написание главного и придаточного предложения («Когда наступила зима. Дети пришли кататься на санках и коньках»);

в) употребление придаточного предложения без главного («Если пойдет дождь»).

В исследованиях отечественных ученых (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной и др.) вышеописанные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, и как результат, затруднение развития устной речи ребенка. Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Поэтому выраженные нарушения становления речи влекут за собой серьезные отклонения в формировании письма.

 

Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:

 

а) недостаточный уровень сформированности фонематического слуха;

б) проблемы в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

         Речевое недоразвитие неуспевающих школьников неодинаково. У одной категории детей нарушения касаются только звукопроизношения и восприятия фонем, у другой – лексико-грамматического развития. Неправильное произношение звуков, как правило, сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков. Однако слабое различение близких звуков на слух может наблюдаться и тогда, когда произношение уже сформировано. В том и другом случае в письме возникают специфические ошибки в виде замен букв. Перестановку слогов и букв в словах можно объяснить нарушениями взаимодействия речедвигательного и речеслухового аппаратов. Само появление нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов до такой степени искажает их воспроизведение, что нередко без соответствующих пояснений непонятно, что хотел написать ребенок. Например: «слпа крм» (сыпалакорм), «игик» (снеговик), «сифот» (светофор), «ейсковат» (экскаватор), «ландо» (ладно).

         На фоне общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Недифференцированное значение многих слов свидетельствует о низком уровне словесного обобщения. Успешное обучение этих детей в общеобразовательной школе без коррекционных занятий невозможно.

         Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Р.Е.Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е.усвоение элементов грамоты.

         В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков и выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом  нередко задерживается.

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

· Замена звуков более простыми по артикуляции. Так звонкие заменяются глухими – Р и Л звуками ЛЬ и Й, С звуком Ш или Ф и т.п.

· Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют  более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ. Дети произносят «тамолет» вместо «самолет», «тапка» вместо «шапка», «коды» вместо «козы» и т.д.

· В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или

нескольких звуков близких по артикуляции ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук. Например: мягкий звук Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т.п.

· Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не  употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова «собака»,

«шуба», но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш – «Шаса едет по сошше» (Саша едет по шоссе).

· Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в

разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

· Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением  звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.

· Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может  достигнуть большого числа (до16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ ); звуки ТЬ и ДЬ; звуки Р, РЬ, Л; звонкие нередко

замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный Й; гласный Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

· Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо«электричество» и т.д.

         Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.

На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

         Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи, выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в  употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.

         Система подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнять все задачи.

Подготовила учитель-дефектолог Антоненя Т. Л.

свернуть

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1-й — подготовительный — до одного года; 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет; 3-й — дошкольный — до 7 лет; 4-й — школьный. Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тятя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-мама, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дайдай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова. Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его  общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению  структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какойнибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: · быть здоровым психически и соматически (sота (греч.) — тело человека (организм).); · иметь нормальные умственные способности; · иметь нормальный слух и зрение; · обладать достаточной психической активностью;          · обладать потребностью в речевом общении; · иметь полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. Таблица становления звуков: от рождения до 1 года гласные звуки: а, о, у, и; некоторые согласные (м, п, б, к, г) от года до 2 лет усваивает звуки: н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й от 2 до 3 лет ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш, различает твёрдые и мягкие согласные (т-ть, н-нь, с-сь и т.д.) от 3 до 4 лет правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик – "жонтик"). 5 лет - правильно произносит звуки л, р, рь; становление правильного звукопроизношения завершается.

 

Материал подготовила учитель-дефектолог Антоненя Т.Л.

свернуть

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если   ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то вашему ребёнку можно и нужно помочь, так как у него могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме  под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.

    Причин может быть несколько:

  • недостаточная сформированность пространственно – временных представлений (у дошкольников обязательно это будет сказываться на формировании связной речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
  • оптические (зрительные) нарушения ( К -    , Г -    , Я -     , З -    , Р -    , С -    Е -    и  т. д.);
  • недостаточная сформированность кинетического праксиса (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется  в замене  букв, похожих по начертанию:

б – д,п – т, а – о, и – уи др.);

  • недостаточная сформированность фонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам:   звонкий – глухой, свистящий – шипящий, аффрикаты и их составляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающих эти звуки: б- п,  д – т, в – ф,  ш – ж, г – к,  ш – с, ч – ц, ц - с и т.д.);

Следует проверить:

  1. Различает ли Ваш ребёнок понятия «право»,«лево»,«справа», «слева»,«верх»,«низ».

Ребёнок должен уметьправильновыполнять задания: «покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз». Расскажи, что ты видишь справа от себя,слева от себя. Если ребёнок пишет буквы «не в ту сторону», то это может быть следствием несформированности понятий «право», «лево»либо вследствие нарушения зрительного восприятия.

  1. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из кубиков.

Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза.

В таком случае следует начать обучение из 4 кубиков. Очень полезны для развития пространственного представления и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами», «строителями».

Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, рекомендуются следующие приёмы:

  • взрослый пишет букву большого размера (5-6 см),а ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок раскрашивает)предметы, в названии которых буква, обозначающая данный звук, вызывает затруднения;
  • лепка ребёнком буквы из пластилина;
  • вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • написание широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться этим приёмом постоянно, то в случае затруднения, взрослому достаточно будет «написать» эту букву в воздухе и ребёнок её вспомнит);
  • написание буквы на спине ребёнка (развитие ощущений от движений – кинестетического праксиса);
  • сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами (на что буква похожа?). Пусть такие сравнения делает сам ребёнок, т. к.это запоминается им лучше, чем какие – либо сравнения, сделанные взрослым;
  • обводка ребёнком букв, написанных взрослым;
  • письмо букв по контуру, нарисованному взрослым;
  • ощупывание букв с закрытыми глазами;
  • конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, проволоки и.
свернуть

Как научить малыша говорить

Логопедами разработаны нормы речевого развития, на которые можно ориентироваться, анализируя речь своего ребенка. До 2 лет  у ребенка происходит накопление так называемого  пассивного словаря (в него входят слова, которые малыш понимает, но еще не произносит), и разрыв между пассивным и активным словарем  может быть очень велик. Не волнуйтесь, если ваш двухлетний малыш мало говорит, - важнейшим в этом возрасте является понимание речи. Со второго года жизни у ребенка начинается стадия активной речи. Именно поэтому в 2 – 3 года необходимо интенсивно заниматься ее развитием. К  3 годам наши маленькие гении способны стать прекрасными собеседниками.

На развитие речи влияют многие факторы: особенности внутриутробного развития, наследственность, особенности домашнего «климата», физическое и психическое здоровье малыша…Вы можете ежедневно ненавязчиво помогать своему ребёнку, просто разговаривая с ним. С маленьким нужно очень много говорить, причём с младенческого возраста, когда, как кажется, он ещё ничего не понимает. Как разговорить малыша?

  1. Говорите с малышом простыми и понятными предложениями.
  2. Стремитесь вызвать у ребёнка потребность говорить первым. Не следует предвосхищать любые его желания: пусть он попробует сформулировать их сам.
  3. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком, делая его предложение распространенным.
  4. Старайтесь озвучить действия ребенка, описывая то, что он делает.
  5. Говори о тех действиях, которые совершаешь сам. Тем самым ты поможешь ребенку расширить его словарный запас. Никогда не поправляй речь ребенка, просто повтори ту же фразу правильно!

        Причиной отставания может быть слаборазвитая координация движений (малыш роняет вещи, плохо их удерживает их руками). С целью развития координации движений лучше использовать игры с мячом, а  также заниматься  пальчиковой гимнастикой, используя потешки, упражнения и игры для развития мелкой моторики рук.

        Американские ученые из университета Северной Каролины установили, что развитие речи ребенка зависит от папы. Исследователи наблюдали за 92 семьями и выяснили, что двухлетние дети, у чьих отцов словарный запас был богат, в трехлетнем возрасте  продемонстрировали  продвинутые языковые навыки, которыми ребятишки с менее красноречивыми папами похвастаться не могли.

        Словарь мамы, как оказалось, не имел существенного влияния на развитие детской речи. Поэтому очень  важно, чтобы с 2-3-летним малышом  иногда занимался отец или хотя бы старался проводить с ним больше времени.

        Важнейшим возрастом для ребенка считаются 3 года. Именно в этом возрасте многие малыши уже могут свободно высказываться, их словарный запас пополняется ежедневно. В этом возрасте происходит прорыв у многих молчунов. Если же прорыва не происходит, родителям следует не затягивать с обращением к специалистам. Этот возраст, когда ребенок крайне восприимчив к речи, проходит очень быстро, и дальше отставание речевого развития может только усугубиться, устранить его будет намного сложнее. Прежде всего, отведите  малыша к дефектологу, психологу. Специалисты всегда могут дать вам  конкретные рекомендации и помочь вашему ребенку.      

свернуть

Как закалялась речь

Ее нарушения мешают подрастающему поколению в полной мере раскрыть свои природные способности и возможности. К сожалению, далеко не всем дано обладать правильной дикцией, это, скорее удел ведущих теле- и радиопередач, для которых их эталонное произношение является визитной карточкой и залогом успеха. Однако на формирование правильной речи влияет целый ряд факторов, которые родителям очень важно держать под контролем и корректировать, причем в тот момент, когда ребенок только учится разговаривать…

Причинами нарушения речи  могут быть различные факторы или их сочетания: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе), повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке, дефекты и строение речевых органов – губ, зубов, языка, мягкого или твердого неба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус, недостаточная подвижность губ и языка, задержка речевого развития из-за задержки психического, неграмотная речь в семье и др.

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух, ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем могут привести к развитию у детей заком-плексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и возможности.

По  степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе,  и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания.

Нарушение речи в дошкольном возрасте при отсутствии коррекционной работы  неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия – нарушение письма, так называемое косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребенок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха.  Проговаривание вслух  при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить  в действии  в действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также дислексия (алексия) – нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей).

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике.  Дети с тяжелыми нарушениями нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом, чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

свернуть

Игры для развития речи и мышления у дошкольников

"Четвертый лишний"

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли назвать их обобщающим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, раб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающиеся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»).  Эта  игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

 

"Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем"

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случаи правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием. Предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал – умылся – позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

 

"Потерявшееся игрушка"

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших  игрушек. Предложите малышу запомнить их,  а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех , постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположение игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте 2-3 из них местами. Попросите угадать. Какая игрушка занимает не свое место. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиться.

 

 

"Игра с буквами"

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слова, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки он слышит. Если хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова со звукам; придумывать слова, в которых, например, звук  «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться  с  ребенком  ролями, чтобы он сам давал задания и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

 

"Клякса"

Для этой занимательной игры понадобиться лист ватмана или кусок обоев  и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов   для чтения книг, газет,  журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку,  чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашом, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для его места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк  и т.д.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.  

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. 

свернуть

Что поможет сделать речь ребёнка выразительной

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.

                                                     Помните, что интонации вашего голоса - 

образец для вашего ребёнка!             

 

1. Прежде всего – это  слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные

профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

3.  Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

4.  Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5.  Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

6. И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место  по праву принадлежит  театрализованной деятельности.  Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

свернуть

Организация занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
• Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
• Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
• Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
• Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
• Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.


• НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
• ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
• СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
• ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
• ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
• ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
• СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.

свернуть

Функции дефектолога в детском саду

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
    При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физической культуры, музыкальный руководитель.
    Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
   В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог-логопед. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.


Занятия дефектолога-логопеда направлены на:
- исправление дефектов речи;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;
- профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.

свернуть